БЛОГ ЯРИНИ ВОЛОДИМИРІВНИ ТАРАСЮК: перший web-сайт в Україні з вивчення ОПЕРАТИВНО-РОЗШУКОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

Содержательность и требования к лекции в вузах (по материалам Интернет)

Ярина Тарасюк доцент, кандидат юридичних наук



Содержательность лекции:

v    лекция раскрывает тему.

v    Доказательность изложения.

v    Информативность (в лекции содержится интересный материал). '

v    Связь с практикой (показано практическое значение излагаемого материала).

v    Логичность.

v    Свободное владение материалом (лектор не читает текст, а рассуждает, отвечает на вопросы).

v    Эмоциональность (чувствуется заинтересованность лектора, его личная позиция).

v    Контакт с аудиторией.

v    Культура речи.

v    Доходчивость изложения.

В. В. Ильин формулирует следующие общие принципы открытой лекции:

Содержание: точность и правильность фактического материала, теоретических положений, сочетание эмпирического и теоретического материала, связь с современностью, связь с профилем вуза.

Методические характеристики: распределение материала, использование ТСО, воспитательная направленность лекции, доказательность, проблемное гь.

Педагогическое поведение преподавателя: учет специфики аудитории, контакт с аудиторией, отношение к студентам, стиль чтения лекции, культура речи, внешний вид преподавателя, манера держаться. Рекомендуемая скорость речи лектора - на младших курсах 50-60 слов в минуту, па старших 60-70.

Характеристика студентов: интерес к лекции, поведение на лекции, конспектирование, посещаемость.

При общей оценке открытой лекции необходимо принимать во внимание, что присутствие на ней преподавателей, представителей администрации придает ей необычный характер, что сказывается на поведении как лектора, тах и аудитории. Лектор в большей или меньшей мере чувствует себя подобно студенту, сдающему экзамен, и что может привести к некоторым нетипичным для него поведенческим реакциям (нервозности, сбивчивости речи, оговоркам, опискам и пр. ). Это в особенности относится к начинающим преподавателям. В целях снятия излишнего волнения целесообразно до начала лекции побеседовать с лектором и дать ему почувствовать доброжелательность пришедших на лекцию контролирующих лиц.

Важную роль играет обсуждение лекции. Как правило, его лучше всего проводить сразу же после ее окончания. Конечно, не всегда все сотрудники кафедры имеют возможность посетить открытую лекцию своего товарища, но в принципе количество пришедших на нее свидетельствует не только о дисциплине на кафедре, но и о том, насколько ее сотрудники ориентированы на совместную работу по повышению научно-методического уровня преподавания. Характер обсуждения в определенной мере является показателем психологического климата на кафедре, уровня квалификации ее работников, заинтересованности их в совершенствовании учебного процесса.

 

 

Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического общения.  Полноценное лекционное общение достигается когда:

1) быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления;

2) правильное планирование содержание лекции;

3) нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до слушателей;

4) обеспечение четкого контакта со слушателями.

 

Требования каждой лекции в вузе:

  • должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
  • – твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
  • – законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
  • – быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
  • – проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед курсантами и слушателями вопросы для размышления;
  • – обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы;
    – находиться на современном уровне развития науки и техники,
  •  содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
  • – отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений,
  • подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
  • – быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
  • – излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
  • – быть доступной для восприятия данной аудиторией.Кроме научного содержания большое значение следует придавать доходчивости лекции, восприятию и усвоению материала курсантами и слушателями, так как в конечном счете в этом и состоит главная цель лекционного этапа обучения.

 

Главное в лекции – это мысль, логичность, умение показать интересное в излагаемом вопросе, дать формулировки сжатые, точные и запоминающиеся, добиться подъема интеллектуальной энергии обучающихся, вызвать движение мысли вслед за мыслью лектора, добиться ответной мыслительной реакции. В этом случае будет обеспечено и непроизвольное запоминание.

 

Лекция призвана вызывать у курсантов и слушателей размышления, подсказывать направление самостоятельной работы мысли, побуждать к действию, быть школой научного мышления.Раскроем структуру вузовской лекции.Учебная лекция в военном вузе должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, обосновать, в чем заключается предмет лекции и ее актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, ее основные вопросы.

Введение должно быть кратким и целенаправленным.Изложение содержания – основная часть лекции, в которой реализуются научное содержание темы, все главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими курсантов и слушателей к следующему вопросу лекции.

Количество вопросов в лекции, как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно малое деление на части нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке лекции.

Раскроем особенности подготовки и проведения традиционной лекции в высшем военно-учебном заведении.

Подготовка лекции – это процесс отбора и структурирования содержания учебного материала, распределение его по времени, продумывание логики построения лекции, выделение наиболее важных моментов из всего материала, который нужно изложить. Главнейшее требование при подготовке к лекции – это поставить проблему и сделать это правильно. Толковая, квалифицированная лекция отличается от аморфной, эклектичной тем, что в ней есть твердый теоретический стержень, генеральная линия мысли. Умение найти руководящую нить, основную идею в каждой лекции, несомненно, имеет решающее значение. Формы и методы работы над темой во многом зависят от сложности темы, памяти лектора, сложившихся привычек и опыта, от конкретных особенностей аудитории, в которой приходится выступать. Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию можно представить в виде некоторого алгоритма, этапами творчества которого являются замысел занятия, разработка этого замысла, его реализация.

При разработке замысла занятия военный преподаватель должен руководствоваться исходной документацией: учебной программой, тематическим планом изучения учебной дисциплины и частной методикой.

Основное внимание при подготовке лекции должно быть сосредоточено на выборе методических приемов, способствующих реализации творческого замысла преподавателя.

Разумеется, каждое занятие – результат педагогического творчества военного преподавателя, который несет личную ответственность за его эффективность. Разработав план и композицию лекции, он приступает к обдумыванию и выбору методов изложения материала и приемов доказательств, наиболее целесообразных в лекции. В его распоряжении имеется несколько методов: дедуктивный, индуктивный, рассуждение по аналогии, а также большое число приемов для активизации познавательной деятельности курсантов и слушателей – обращение к аудитории, авторитетам, различные виды вопросов, в частности риторический или вопрос к заочным оппонентам, доказательство от противного или метод исключения, прием сведения противоположных взглядов к абсурду, различные виды словесной и зрительной наглядности, применение юмора, сарказма и др.

Заканчивая подготовку к занятию, военный преподаватель должен еще раз проверить соразмерность его частей, продумать, с чего начать, как расположить материал, переходить от одного вопроса к другому, выразить главную мысль.

Следующим в работе преподавателя является этап оформления лекции.

Оформление лекции кажется задачей простой, но вместе с тем и самой спорной. В педагогической литературе на этот счет авторитетных рекомендаций, к сожалению, нет. Бытует мнение, что никакого письменного оформления вообще не требуется, каждый должен составлять для себя такие записки, которые ему нужны, исходя из степени владения материалом, памяти и других особенностей своей психики. Но существует мнение, что лекция должна строиться строго по определенной форме, с таким расчетом, чтобы при случае замены лектора, что иногда бывает, преподавателю, его заменяющему, легко было бы разобраться в обстановке. Немало и других причин, требующих унификации оформления лекции, однако единой и утвержденной для всех военных вузов формы пока не существует.

Содержательная часть лекции разрабатывается и выполняется с различной степенью полноты и детализации. Объем двухчасовой лекции должен составлять 25–30 страниц машинописного текста (из расчета одной страницы текста на 3 минуты). Это может быть полный текст, план-конспект и краткий план. Полный текст – наиболее совершенный метод оформления лекции. Изложение ведется дословно, со всеми примерами, математическими выкладками, формулами и выводами.

 

План-конспект лекции используют военные преподаватели, как говорят, уже “ставшие на ноги”, прочитавшие данный курс уже не раз. В отличие от полного текста в содержательной части плана-конспекта указываются целевые установки, краткое содержание излагаемых вопросов, определения, цифровые данные, сложные формулы, а также методические указания о времени демонстрации пособий и другие пометки, необходимые при чтении лекции.

 

Краткий план лекции в отличие от плана-конспекта содержит только обязательные входные данные и перечень излагаемых вопросов с распределением времени. Кратким планом, как правило, пользуются опытные педагоги, читающие лекции курса несколько лет.

 

Существует мнение, что редкий преподаватель может прочесть подлинно научную лекцию или провести какое-либо другое занятие, не пользуясь хотя бы какими-то записями, которые помогают ему не упустить нить рассуждений, доказательств, давать строго отточенные формулировки определений и выводов. Большинству военных преподавателей приходится пользоваться опорным материалом с краткой записью раскрываемых на занятии положений и приводимых данных, и ничего зазорного в этом нет...



Обновлен 02 ноя 2016. Создан 11 апр 2016



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником