БЛОГ ЯРИНИ ВОЛОДИМИРІВНИ ТАРАСЮК: перший web-сайт в Україні з вивчення ОПЕРАТИВНО-РОЗШУКОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

 

УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ ЛЮДЕЙ

Настоящая интеллигентность определяется не памятью, не учеными словами, не апломбом, не велеречием и не ловкой “диалектикой”, но способностью к самостоятельному, зоркому наблюдению и анализу событий.





ИНТЕРЕСНАЯ РЕКЛАМА



Украинская Универсальная Биржа (Prozorro).

http://go.sellaction.net/go.php?id=6bfe9704b11c7ad29295d3&url=http%3A%2F%2Fuub.com.ua%2Fprozorro

Finline.com.ua - один из ведущих бесплатных сервисов по подбору и заказу банковских продуктов.

http://go.sellaction.net/go.php?id=6ffe880db1156fdb99&url=http%3A%2F%2Fpartner.finline.ua%2Flanding%2FcashCard%2F1734%2Fgpman

Busfor.ua - это удобный сервис поиска и покупки автобусных билетов.

http://go.sellaction.net/go.php?id=6bfa950db11c7ad29295d3&url=https%3A%2F%2Fbusfor.ua

Proizd - билеты онлайн.

http://go.sellaction.net/go.php?id=6dfd9510ac016ed39a96&url=http%3A%2F%2Fproizd.com.ua

ШвидкоГроші.

http://go.sellaction.net/go.php?id=6cfc9110ac016ed39a96&url=http%3A%2F%2Fsgroshi.com.ua

Кофе Shao-Lin.

http://go.sellaction.net/go.php?id=6bf89104b11c7ad29295d3&url=http%3A%2F%2Fshao-lin.pak.in.ua

Topmall.ua Интернет-магазин товаров для дома, а также одежды, обуви и аксессуаров. http://go.sellaction.net/go.php?id=6bf9900db11c7ad29295d3&url=http%3A%2F%2Ftopmall.ua

УМЕНИЕ РАСПОЗНАВАТЬ ЛЮДЕЙ

coolhmmm...yummyjust lookingquestion

victory

 

Тот, кто берется организовывать людей — должен распределять между ними полномочия и обязанности, устанавливать между ними сотрудничество и подчинение и, главное, ставить верных людей на подходящие для них места. Это значит, что организатор должен хорошо разбираться в людях,— кто чего стоит и кому что можно поручить. Он должен быть твердо уверен, что каждый из членов его организации:

а) искренно хочет сделать свое дело (не лукавый саботажник!),

б) имеет для этого необходимые силы и способности (здоровье, силы телесные и душевные),

в) умеет требовать и взыскивать, но умеет и сам подчиняться,

г) понял данную ему задачу.

 

Для всего этого необходимо прежде всего научиться распознавать людей; не способный к этому будет делать одни ошибки и губить порученное ему дело.


Чужая душа есть тайна. Нет никаких рассудочных мерил или правил для ее механического измерения и определения.

Но живая и проницательная интуиция может получить в виде подспорья ряд ценных указаний или советов, которые дают руководящую нить для душевно-морального диагноза. Ни одно из этих “правил” не самодовлеюще, и только все вместе они могут помочь верному освещению чужих “потемок”. Главное же состоит в том, что только доброкачественный человек может установить и изучить чужую доброкачественность, ибо только у него имеется живое мерило личной совести. Для злодея все указания наши бессильны и бесплодны.

Каждый человек непроизвольно, от природы как бы “зашифрован” в своем теле и обнаруживает сам себя в своих поступках; и притом так, что в них прикровенно дана вся его душа. Надо научиться “дешифрировать” ее верно и точно.

 

Отсюда первое правило для распознания человека:  

дело и тело значат больше, чем слово. дело и тело значат больше, чем слово.

дело и тело значат больше, чем слово.


Не суди о человеке по его разговору или по его высказываниям. Не верь словам, сопровождаемым хитро рыщущими глазами или презрительной миной. Требуй дел и сравнивай их со словами.. Всматривайся во внешнее обличие человека и сличай его с его словами и делами. Подлое, злое дело может обличить и слова и лицемерно-сладкое выражение лица… Лицемерие же сейчас распространено в мире, как еще никогда…


Итак, важнее всего реальные поступки человека и его личное присутствие в них;

  • его намерение {чего именно он хотел),
  • и мотив (почему он хотел именно этого),
  • и энергия вложенной им воли.

Слова человека ясно освещаются и осмысливаются только лучами, идущими от его поступков и от всей его личности. Сколь бы “яркими” и “убедительными” ни были его слова, нельзя судить по ним окончательно, не зная его дел. Дела же человека узнаются только через сотрудничество с ним (и то не всегда и не сразу). Ясновидящая интуиция присуща только гениальным людям.

Отсюда: во всякой организации необходима известная постепенность оказываемого доверия, как бы лестница приобщения. Малознаемому человеку поручают сначала только ясные, маленькие и безвредные дела; и притом всегда с последующею проверкою. В лишнее же не посвящают никогда никого.


Осведомленность очень часто тяжелое бремя для осведомленного и большая опасность. С одной стороны, я не могу сообщить о том, чего действительно не знаю; с другой стороны, тоталитарные организации нередко не награждают, а убивают своего “слишком много” знающего сотрудника, даже верного, послушного и очень полезного…— “выдаст”, “перебежит”, “проболтается”, “начнет шантажировать”…


 В теле человеческая душа вся скрыта и вся проявлена:

  • в строении головы,
  • в чертах и в выражении лица,
  • в формах руки и ноги,
  • в глазах и в смехе;
  • в пожатии руки,
  • в почерке
  • и в походке.

У каждого лица есть свое преобладающее, устойчивое выражение. У данного человека — какое? Как изменяется оно в минуту гнева, испуга, неудачи, растерянности, наслаждения, торжества, смеха? Становится ли лицо глупее, грубее, злее? Обнаруживается ли в нем трусость, безволие, жадность, пошлость, сосредоточенность, растерянность, спокойствие, презрение — или наоборот? Достоевский указывает на то, что черта, вносимая в выражение лица смехом, особенно существенна для души смеющегося…


Надо научиться распознавать человека по глазам.

Глаза откровенного человека смотрят совсем иначе, чем глаза скрытного.

  Пролганный человек избегает смотреть в чужие, наблюдающие глаза:

он все время смотрит то вниз направо, то вниз налево, скользя по чужому лицу только ради встречного наблюдения.

Есть глаза:

  • верные
  • и предательские,
  • добродушные
  • и скрытно-злобные,
  • хищные,
  • безжалостные,
  • чувственные,
  • глупо-стеклянные,
  • сосредоточенно-думающие,
  • лицемерно-сладкие,
  • огненно-яростные и т. д.

Человек, неспособный к физиогномике, всегда будет проваливаться в оценке людей.


Научись замечать, что делает человек с твоею рукою при рукопожатии: берет ли твою руку (волевая натура) или дает свою? коротко, выразительно, определительно, или держит твою руку вяло, долго и нерешительно? дает ли одни свои пальцы, торопясь отнять их у тебя, или — всю руку до конца? может быть, берет одни твои пальцы и ускользает, чтобы ты не узнал слишком много секретов? жмет сам или предоставляет жать? как бы желая что-то выразить (что именно?) или что-то скрыть (что именно?)… Научись этому, и ты скоро начнешь уверенно отличать волевого и безвольного, цепкого, жадного, эгоиста, лживого, льстивого, целомудренного и развратного, прямодушного и интригана…


Многое дает изучение почерка. Здесь все имеет свое значение: стояние и наклон букв, их размер, их дописанность и недописанность, их хвосты под строкой и над строкой, слабый и сильный нажим, ровный и неровный, перерывы между буквами, расстояние между строчками, закрытость букв, завитки, обрывы, подчеркивания и росчерки. Здесь не надо фантазировать, надо наблюдать, изучать, копить опыт, интуитивно вчувствоваться и проверять. Начинать же надо с почерков хорошо известных тебе людей.


Научись подмечать походку людей:

  • легкомысленно подпрыгивающую,
  • безвольно шмыгающую,
  • категорически ударяющую,
  • вкрадчиво-пролазную,
  • мелкосеменящую,
  • растерянно оступающуюся,
  • деловито уравновешенную,
  • подозрительно обертывающуюся,
  • угодливо расшаркивающуюся и т. д.


 Научись расценивать манеры людей

  • развязно-самоуверенные (иногда от преодолеваемой большой застенчивости),
  •  скованно-сдержанные,
  • хвастливо-рисующиеся,
  •  льстиво-вкрадчивые…

Как часто законченная фальшь скрывается за наигранным смирением и сентиментальным “благочестием”.


При разговоре всегда сажай человека лицом к свету и старайся как можно меньше сообщать о себе и как можно больше узнать о нем.


Важнее всего установить верность человека, т. е. его искреннюю убежденность и стойкость в убеждениях. 

 

  • В частности: не верь аффектированным людям, которые склонны проявлять больше чувства, чем имеют его на самом деле (лгут сами себе и другим).
  • Всегда проверяй, склонен ли человек иронически отнестись к своей собственной святыне;
  • полезно бывает поставить человеку в лоб роковой вопрос,— мягко, но неожиданно, пристально глядя ему в глаза;
  • полезно бывает дать ему почувствовать, что ты ему “не очень веришь”, и спокойно, не обижая, но и не помогая, следить, как он будет выкарабкиваться из своего щекотливого положения;
  •  полезно бывает спросить его, что он сделает, если ему в порядке организации прикажут совершить “полезную гнусность”.

И всегда помни: фальшивый тон ответа может обессилить всякие дальнейшие клятвы и уверения.

 

Человек виден не в состоянии душевного равновесия, а в страсти и в волнении.

Слушай человека своею совестью и верь больше всего тем “осадкам”, которые всплывут в твоей душе по окончании разговора.

 

Старайся установить волевую силу человека.

Воля не вспышка и не порыв; вспышкой и порывом живут эмоциональные люди.

Воля не цепкий и инертный инстинкт.

Воля есть способность — убежденно, стойко и долго ломиться в одну сторону, борясь с препятствиями.

Волевой человек всегда склонен к наступлению;

он всегда как будто заряжен и прицеливается;

он обычно смотрит в будущее, собираясь на него наложить свою печать. Если он пессимист, то пессимизм его не робок и не растерян;

если он оптимист, то оптимизм его скрывает за собою план действий;

он скучает с безвольными людьми и слегка презирает их.


Признаки безвольного человека:

он не подчиняет себе обстоятельств, а приспособляется к ним, принимая их за “события” и всегда готовясь изогнуться и шмыгнуть под них (“факто-поклонство”);

он всегда склонен отложить неприятное дело и не берется за него с самого начала; он боится ответственности и предпочитает не брать ее на себя;

он сомневается бесплодно и колеблется долго;

в сомнении и в трудную минуту он ищет авторитета. Такие люди нередко засиживаются в гостях (“прилипнет” и никак не может уйти); откладывают все в долгий ящик; чинят карандаш не от себя, а на себя; не проталкивают нитку в иголку, а надевают иголку на нитку.


Старайся верно оценить ум человека и его интуицию.

Ум есть начало творческое; поэтому у умного человека всегда много своих мыслей. Ум есть способность к различению и к расплетанию (анализ!); поэтому ум вносит во все ясность, точность и определенность. Ум есть сила суждения (синтез); поэтому он всегда ищет и находит верные объяснения и жизнеспособные комбинации.


Однако ум не самодовлеющ; без интуиции (созерцания и видения) он пуст, слеп и заносчив,— беспочвенный выдумщик и логический фразер. Именно опытом и интуициею человек берет (воспринимает) предметы и реальную жизнь, предвидит и творит. Полуинтеллигент не понимает этого, и именно потому он впадает в рассудочность и носится с отвлеченными доктринами; он верит в полунауку и не верует в Бога.


  • Итак, ум не самодовлеющ;
  • без совести он циничен;
  • без веры — пошл и растлевающ.
  • Ум без чувства сух, мертв и свиреп;
  • ум без воли пассивен и бесплоден.

Лишенный всего этого, ум оказывается ограниченным и тупым, не способным по-настоящему ни к творчеству, ни к “расплетению”, ни к суждению.

Признаки глупого человека:

  • он быстро удовлетворяется первым впечатлением и своим собственным суждением;
  • он не подозревает пределов своего собственного ума и легко впадает в самодовольство;
  • он переоценивает свою интуицию и часто говорит общеизвестности и притом с апломбом; он не видит сложности и все упрощает;
  • он не дальновиден, легкомыслен и лишен чувства познавательной ответственности; он не изобретателен и часто обнаруживает наивную доверчивость;
  • в сомнении и в трудную минуту он растеривается, ищет авторитета или же впадает в трафарет.  

Глупые бывают часто хитры.

Хитрость — не ум, а суррогат ума;

она есть инстинктивная изворотливость;

отсюда ее неблагородство,

ее беспринципность и интриганство.

 

Настоящий ум не интригует: он слишком благороден и ясен для интриги и слишком уважает себя.

 

Поэтому интриган лишен настоящего ума; он мелок, низок и ограничен.

 

Замечательно, что человек с оригинальным и сильным умом всегда создает “свои” слова и формулы.


Человек с хорошей интуицией всегда и сразу отличает главное от неглавного и потому говорит, по существу, с верными и осмысленными интонациями.

 

Человек, много хвастающий и все разговоры сводящий к себе, не видит предмета из-за себя самого и суждения его о предметах бывают слабы.

Резонер всегда ограничен.

 

Настоящая интеллигентность определяется не памятью, не учеными словами, не апломбом, не велеречием и не ловкой “диалектикой”,

но способностью к самостоятельному, зоркому наблюдению и анализу событий.

Настоящая интеллигентность определяется способностью к самостоятельному, зоркому наблюдению и анализу событий

Настоящая интеллигентность определяется способностью к самостоятельному, зоркому наблюдению и анализу событий

 Человеческую душу нельзя ни определить, ни исчерпать; именно поэтому настоящий организатор должен непрерывно наблюдать за ее проявлениями, вникать и улавливать характерные особенности разнородных людей.

В частности, выбирая верных, энергичных и действенных людей, полезно иметь в виду следующее.

Сентиментальные люди часто бывают совсем не добры, а только прикрывают фальшивой добротой свои обиды и свою злобу.

Люди, таящие свои чувства в глубине (“аффективные”), обычно бывают молчаливее, вернее себе, устойчивее и выдержаннее тех, которые бурно изливают своп чувства (“эмоциональные”).

Заряд активности бывает обыкновенно сильнее в тех, кто не изживает своего темперамента в чувственно-эротических похождениях.

Люди, обладающие живой фантазией, легче поддаются страху, ибо страх усиливается в душе от конкретного представления “опасных возможностей”. Поэтому искусство храбрости состоит прежде всего в умении не думать об опасности и не воображать себе “худший из исходов”.

 

Боятся все; но храбрецы владеют своим воображением; и подавляют его волею.


Люди, художественно одаренные (особенно к поэзии, к музыке и к живописи), менее приспособлены к решительному и безоглядному действию.

Люди, мнительно относящиеся к своему здоровью, не суть люди действия. Они слишком зависят от своих ощущений и от своего самочувствия.

Люди забывчивые и неаккуратные — не уравновешены в своих душевных ассоциациях и зависят от своих мечтаний и страстей; поэтому они менее пригодны к долгой, волевой борьбе.


Лжец на словах — обманет и предаст на деле.

К власти призваны не честолюбивые: с честолюбия и тщеславия начинается первая, часто неуловимая продажность человека, ибо его личный успех всегда может оказаться для него важнее и дороже Дела.  

К власти призваны люди, излучающие силу внутреннего веления, направленного на служение Делу.


Проталкивающийся вперед всегда подозрителен; но это совсем не значит, что искусно держащийся в задних рядах тем самым заслуживает доверия.

Люди, легко уязвляющиеся, затаивающие свои обиды и накапливающие подпольные чувства — не заслуживают доверия и всегда “чреваты” сюрпризами.

Впрочем, большая обидчивость и мстительность часто скрывают за собою ограниченность и даже глупость.


И еще одно: не верь в окончательность и безошибочность твоих собственных суждений о людях. Всегда утончай и углубляй свои наблюдения. Всегда проверяй свои суждения — чужими. Будь всегда готов признать свою ошибку, во всяком случае, терпеливо выслушивай противоположные мнения и возражения.

Не позволяй подкупать себя похвалою, лестью, вкрадчивой угодливостью и женским кокетством. Блюди нужную меру недоверчивости, но не позволяй своей подозрительности стать чрезмерною и увести тебя в манию преследования.

 

источник: Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т.2. 1954



Обновлен 07 дек 2016. Создан 07 сен 2016



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником